ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к учебному плану
по адаптированным основным общеобразовательным программам
для детей с ограниченными возможностями здоровья (с умственной отсталостью)
2023-2024 учебный год
Учебный план обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам для детей с ограниченными возможностями здоровья (с умственной отсталостью) составлен с использованием следующих документов:
- Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273 "Об образовании в Российской Федерации".
- Приказ Министерства образования Нижегородской области №1830 от 31.07.2013г «О базисном учебном плане общеобразовательных организаций Нижегородской области на переходный период до 2021 года»
- Приказ МОиН РФ от 13 марта 2014 № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
- Приказ МОиН РФ от 30.08.2013г №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования»
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от « 29 » декабря 2010г. № 189 «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2. 2821– 10»
- Приказ Министерства общего и профессионального образования РФ №48 от 04.09.1997г «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида»
- Инструктивное письмо Минобразования РФ от 26.12.2000г №№ «О дополнении инструктивного письма Минобразования РФ от 04.09.1997г №48»
- Письмо Департамента государственной политики в области образования Министерства образования и науки РФ от 09.11.2009 №03-2235 «Об использовании учебников разных лет выпуска».
Классы, обучающиеся по адаптированным основным общеобразовательным программам для детей с ограниченными возможностями здоровья (с умственной отсталостью) состоят из следующих обучающихся
7 в класс учащиеся 5-9 класса (5 класс -3, 7 класс – 1, 8 класс- 3, 9 класс – 4)
6 в класс учащиеся 2-6 классы (2 класс- 1, 3 класс – 2, 4 класс – 3, 5 класс – 1, 6 класс – 1)
Обучение происходит по индивидуальным образовательным траекториям в составе класса-комплекта.
В учебном плане выдержана обязательная и максимальная нагрузка учащихся, сохранена структура и состав образовательных областей. Часы коррекционных занятий реализованы в полном объеме.
Часы учебного плана запланированы в полном объеме при шестидневной учебной неделе.
Все общеобразовательные предметы изучаются по программам: «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 5-9 классы», части 1, 2, издательство «Владос», 2010 год, Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида, подготовительный класс, под редакцией В.В. Воронковой, Просвещение, 2010 г.
Коррекционные курсы, логопедические занятия, ЛФК, развитие психомоторики и сенсорных процессов запланированы в соответствии с учебным планом. Занятия носят индивидуально-групповой характер, направлены на коррекцию дефектов устной и письменной речи обучающихся, способствуют успешной адаптации к учебной деятельности и дальнейшей социализации детей.
Часы факультативных занятий в 6-9 классах (1 час в неделю) отводятся на предмет «Основы безопасности жизнедеятельности», программа создана на основе программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности», А.Т.Смирнов, 2011 год для общеобразовательных классов. Второй час факультативных занятий в 8, 9 классах отводится на факультатив «Культура речи». Рабочая программа составлена на основе авторской программы по курсу «Риторика» для общеобразовательных учреждений: Программа по риторике. 1-4 классы. Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. М.: Баласс, 2011.
Рабочие программы рассмотрены на педагогическом совете и утверждены приказом директора. Рабочие программы предусматривают особенности развития и здоровья учащихся, направлены на формирование и закрепление у учащихся навыков общения со сверстниками и взрослыми, навыков безопасного поведения в школе, дома в общественных местах.
Специфической формой организации учебных занятий является индивидуальные и групповые коррекционные занятия. Логопедические занятия реализуются в соответствии с «Рекомендациями Министерства образования РФ от 20.06.2002г по организации логопедической работы в специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида», А.В.Ястребова, Т.П.Бессонова «Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» М: Когито-центр, 1996г. Также реализуется курс Метиевой Л.А. и Удаловой Э.Я. «Развитие психомоторики и сенсорных процессов для учащихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Занятия на ЛФК проходят на основании потребностей учащихся, рекомендаций врача и программы Айрапетян К.М. «Организация занятий по ЛФК в специальных коррекционных школах». Коррекционные занятия представлены в учебном плане в полном объеме.
Профессионально-трудовое обучение в 6-9 классе организовано по профилю швейное дело. Занятия по профессинально-трудовому обучению будут проводиться на базе кабинета технологии для девочек. Запланирована трудовая практика 10 дней в 5,6,7 классе и 20 дней в 8 и 9 классе в летний период на базе кабинета технологии.
Промежуточная аттестация определяется Положением о проведении промежуточной аттестации учащихся и осуществлении контроля их успеваемости. Промежуточная аттестация подразделяется на четвертную промежуточную аттестацию, которая проводится по учебным предметам, курсам, дисциплинам (изучаемым не менее 2-х часов в неделю); полугодовую промежуточную аттестацию, которая проводится по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине по итогам полугодия, годовую промежуточную аттестацию. Учащиеся 2-9 классов оцениваются по четвертям. По тем предметам, на изучение которых отводится 1 час в неделю, отметки выставляются по полугодиям. Годовая промежуточная аттестация проводится в качестве отдельной аттестационной процедуры на основании решений педсовета: в форме контрольных итоговых работ по русскому языку и математике.
МБОУ "Каменская школа"
Учебный план
классов для детей с ОВЗ
на 2023-2024 учебный год
Образовательные области |
Учебные дисциплины |
Число учебных часов в неделю |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
5 класс |
6 класс |
7 класс |
8 класс |
9 класс |
Филология |
Чтение и развитие речи |
6 |
6 |
5
|
5 |
5 |
4
|
3 |
3 |
Письмо и развитие речи |
6 |
6 |
6 |
6 |
5 |
5 |
4 |
4 |
Математика |
Математика |
5 |
6 |
6 |
6 |
6 |
5 |
5 |
4 |
Обществознание |
История |
|
|
|
|
|
2 |
2 |
2 |
Обществознание |
|
|
|
|
|
|
1 |
1 |
Естествознание |
Природоведение |
|
|
|
2 |
|
|
|
|
Биология |
|
|
|
|
2 |
2 |
2 |
2 |
География |
|
|
|
|
2 |
2 |
2 |
2 |
Искусство |
Изобразительное искусство |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1
|
|
|
Музыка |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Физическая
культура |
Физическая культура |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Технология
|
Трудовое обучение |
2 |
2 |
4 |
|
|
|
|
|
Профессионально-трудовое обучение |
|
|
|
6 |
8 |
10 |
12 |
14 |
Трудовая практика в днях |
|
|
|
(10) |
(10) |
(10) |
(20) |
(20) |
Коррекционная подготовка |
Социально-бытовая ориентировка |
|
|
|
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности |
1
|
2 |
2 |
|
|
|
|
|
Ритмика |
1 |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
Обязательная нагрузка обучающегося при шестидневной неделе |
25 |
27 |
28 |
30 |
34 |
36 |
36 |
36 |
Факультативные занятия |
ОБЖ |
|
|
|
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Культура речи |
|
|
|
|
|
|
1 |
1 |
Максимальная нагрузка обучающегося при шестидневной неделе |
25 |
27 |
28 |
31 |
35 |
37 |
38 |
38 |
Логопедические занятия |
4 |
4 |
3 |
3 |
2 |
2 |
|
|
ЛФК |
1 |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
Развитие психомоторики и сенсорных процессов |
2 |
2 |
2 |
|
|
|
|
|
Скачать документ